Как стало известно "РГ", в настоящее время идет монтаж первых восьми станций линии. В первой половине 2015 года планируется ввести в строй все 60 станций линии сборки. Сроки ввода в строй линии сборки согласованы с графиком реализации всей программы МС-21. Линия, создаваемая совместно с одной из ведущих германских компаний, специализирующейся на изготовлении технологического оборудования для всех ведущих мировых авиастроительных предприятий, позволит собирать не только серийные лайнеры, но и самолеты для летных и статических испытаний. Такая технология, кстати, впервые применяемая в России, будет способствовать своевременной сертификации самолета МС-21 и позволит быстро выйти на плановые темпы постройки серийных машин.
Восемь станций, которые монтируются в первую очередь, вступят в строй весной 2014 года. На них планируется вести сборку узлов отсека фюзеляжа Ф-2. Затем поочередно будут монтироваться и вступать в строй станции по сборке отсеков Ф-1, Ф-3, хвостовой части фюзеляжа и других компонентов самолета МС-21.
К началу монтажа специалисты завода провели реконструкцию пяти пролетов агрегатно-сборочного производства. Эти работы включили укладку устойчивых к внешним вибрациям фундаментов и прокладку необходимых коммуникаций.
5 февраля 2014 года на Иркутском авиационном заводе состоялось совещание, на котором рассмотрены вопросы подготовки к серийному выпуску МС-21. В нем приняли участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь, директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский, президент корпорации "Иркут" Олег Демченко, генеральный директор авиазавода Александр Вепрев.
Представители Минпромторга РФ ознакомились с процессом реконструкции производственных мощностей завода в интересах программы МС-21.
Юрий Слюсарь подчеркнул, что МС-21 - ключевой, базовый проект госпрограммы развития авиации. Заместитель министра положительно оценил работу по подготовке к выпуску МС-21 и заявил, что с технологической точки зрения проект реализуется достаточно успешно. Юрий Слюсарь подтвердил, что все идет по графику, и к концу 2015 года на новой линии будет собран первый авиалайнер, предназначенный для летных испытаний. "Это будет МС-21-300 - базовая модель семейства МС-21 размерностью 180 мест, которая поступит в производство в первую очередь", - уточнил заместитель министра.
Юрий Слюсарь также сообщил, что подготовка к производству МС-21 ведется и на других предприятиях. "Недавно мы побывали в Ульяновске, где реализуется проект по изготовлению композитного крыла по новейшим технологиям. Наряду с перспективным двигателем, это - наиболее важные конкурентные преимущества нового лайнера" - отметил представитель министерства.
Заместитель министра отметил, что "Иркут" собрал 175 твердых заказов на самолет МС-21, что свидетельствует о благожелательной реакции рынка на новый продукт.
Говоря о финансировании создания этого самолета, Слюсарь заявил, что в 2014 году на программу в федеральном бюджете предусмотрено около 17 миллиардов рублей. Отмечалось, что для финансирования программы также привлечена инвестиционная кредитная линия "Сбербанка".
Как сообщил замглавы Минпромторга, в перспективе корпорация "Иркут" должна выйти на производство семи самолетов МС-21 ежемесячно, что представляет для российского гражданского авиастроения достаточно серьезный вызов. "Мы благодарны руководству корпорации за четкую организацию подготовки предприятия к реализации проекта", - заявил Юрий Слюсарь, подводя итоги визита на завод.
Семейство пассажирских самолетов нового поколения МС-21 - основной перспективный проект авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации. В рамках программы МС-21 создаются самолеты с расширенными эксплуатационными возможностями и качественно новым уровнем экономической эффективности. Новые авиалайнеры предназначены для пассажирских перевозок на ближних и средних, внутренних и международных авиалиниях.
Разработка семейства самолетов МС-21 предусмотрена Федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники России на период до 2015 года" и государственной программой "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы".
Головной исполнитель работ - ОАО "Корпорация "Иркут" (в составе ОАК). Работы ведутся в соответствии с государственным контрактом на выполнение опытно-конструкторских работ, заключенным между Минпромторгом РФ и ОАО "Корпорация "Иркут". В проекте участвуют ведущие российские авиастроительные компании.
В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест). Одно из ключевых конструкторских решений проекта МС-21 - увеличенный, по сравнению с аналогичными самолетами, диаметр фюзеляжа. Это обеспечивает возможность перекомпоновки салона для разных типов перевозчиков и повышает экономическую эффективность за счет сокращения времени посадки/высадки пассажиров. Самый широкий в своем классе фюзеляж предоставляет пассажирам и экипажу повышенный комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолетов последнего поколения. МС-21 отвечает современным и перспективным требованиям по защите окружающей среды в части снижение эмиссии окислов азота и углекислого газа, а также уменьшения шумов на местности.
Портфель заказов на самолеты МС-21 - 276 лайнеров, 175 - из них твердые заказы. По подписанным твердым контрактам поступили авансовые платежи.